специалист
#вредныесоветы

Как обучать молодых специалистов

Представьте, что вот уже долгие месяцы вы – единственный разработчик на проекте. И вроде бы все замечательно: вы вовремя завершаете задачи, пишете качественный код и получаете удовольствие от работы. Но однажды все меняется. Заказчик решает увеличить нагрузку на проект, добавить больше функциональности, и, как результат, отправляет вам на подмогу двух молодых специалистов. Вы больше не один. Теперь интересные задачи придется делить с двумя неопытными троглодитами.

Знакомство с командой

Чтобы новички сразу прониклись к вам уважением и даже трепетным страхом, вам следует придерживаться ряда простых правил, описанных ниже.

  1. Для начала пусть кто-нибудь из ваших коллег посадит их в одном кабинете. Но не делайте это сами! Новичкам нежелательно видеть вас до момента официального знакомства.
  2. Напишите каждому из них в чате загадочные сообщения. Например одному отправьте: «Займись пока задачей номер TASK-131. Это срочно. Жду результат к обеду». Разумеется, никаких дополнительных объяснений не требуется. Пусть понервничает. Другому отправьте: «Наблюдай за своим коллегой. Он не должен покидать помещения».
  3. Далее выждите несколько часов. В последний час включите у них в кабинете тревожную музыку и постепенно увеличивайте громкость.
  4. Настало время знакомиться. Тревожную музыку можно сменить имперским маршем. Гордо подняв подбородок, расправив плечи и распушив хвост, входите в кабинет.

Этот способ очень эффективен (и эффектен) и сразу расставляет все по своим местам.

Делегирование задач

Когда ажиотаж немного спадет, вам стоит приоритизировать и распределить задачи между командой.

Здесь работает одно понятное правило: самые интересные задачи – себе. А всякую текучку в виде багфиксов и юнит-тестов нужно отдавать новичкам, чтобы погружались в детали проекта. Новичкам также можно поручить беготню в магазин за энергетиками и заваривание кофе.

Про обучение

Рано или поздно новички начнут задавать вопросы по проекту – как работает этот класс, зачем нужен этот метод, почему снова я в магаз, и прочее в таком же духе. Ваша цель – отсрочить этот момент путем делегирования текучки. 

Но, раз уж период «почему» настал, вам необходимо придерживаться еще одного простейшего правила:

Ничего не объяснять.

Пускай доказывают, что они специалисты и сами находят ответы на свои вопросы. Если же они проявляют настойчивость и умоляют что-либо объяснить, просто закатите глаза, глубоко вздохните, откройте в своей IDE класс, про который им хочется узнать побольше, и спросите: «Ну и что вам здесь непонятно?»

Предположим, они начинают тыкать в метод handleIncomingMessage. Вы в деталях знаете, как работает этот метод, какие сторонние API он вызывает, какие ошибки может бросить и зачем он вообще нужен, но в качестве ответа достаточно просто перевести им название метода: обработатьВходящееСообщение. Действительно, что тут может быть непонятно? Метод обрабатывает входящее сообщение. Глупые джуниоры.

Таким образом стоит вести себя каждый раз, когда они задают вопросы. Вы – царь, вы давно на этом проекте. Ваш код безупречен. Если кто-то не понимает ваш код – это их проблемы, вот сами и пускай разбираются. Особенно, если это гнусные джуниоры, которым объяснять что-либо – как об стену горох.

Эти новички просто идиоты и ничего не понимают. Вы никогда таким не были. Вы родились хорошим специалистом и сразу до всего догадались. Вам никто ничего не объяснял, и вы никому не должны.

Не будет лишним обсудить все это со своими опытными коллегами и обсмеять джуниоров между собой. 

Про мотивацию

Давайте признаем, что иногда новички задают действительно дельные вопросы, которые даже вас заставляют задуматься. Давайте рассмотрим, как себя вести в таких ситуациях.

Тут есть две линии поведения: похвалить и унизить. Разумеется, мы унижаем.

Специалисты помягче, более чувственные, начинают хвалить джуниора за хороший вопрос, а потом садятся вместе и начинают что-то рисовать на бумаге. Скорее всего, нечто вроде этого:

Вам же, специалисту суровому, требуется поднять уставшие глаза, тяжело вздохнуть и ответить: «Ну что ты тупые вопросы задаешь? Работало же это как-то до тебя». Это замотивирует молодого специалиста не задавать больше глупых вопросов.

Запомните: никакого конструктива, просто ругайте за глупые вопросы.

Кстати, есть еще один действенный метод, как замотивировать джуниора заняться чем-нибудь другим. Просто скажите: «слушай, мне кажется, что программирование – это не твое». Сделайте доброе дело и помогите человеку найти его призвание.

В качестве заключения

По итогу вы должны ясно всем дать понять, что это ваш проект. Вы тут все знаете и все умеете. Вас должны бояться и уважать. Если мелочь начнет с вами спорить, можете ответить цитатой из фильма: «У тебя ничего не получится, Энакин. Я стою выше тебя (по карьерной лестнице)».

В следующей серии

Это были #вредныесоветы. В следующем посте мы рассмотрим каждый из тезисов выше и разнесем их в пух и прах. Такие «специалисты», с которых был списан образ нашего «павлина», действительно существуют.

Понравилось? Подписывайтесь на меня в соцсетях!

 
Facebook
Twitter
VK

guest
0 Комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
0
Нравится? Оставьте комментарий!x
()
x