Почему вам стоит говорить «нет» начальнику
Недавно я давал вредные советы на тему того, как быстро заработать повышение: «всегда добавляйте фичи в последний момент», «забейте на структуру и тестирование» и так далее. Настало время всерьез поговорить об этом и разобрать, почему вам на самом деле стоит крепко задуматься, прежде чем согласиться что-то добавить накануне релиза и сказать твердое «нет» своему начальнику.
Как сказать «нет» начальнику?
Ведь это ваш начальник! Разве вы не обязаны делать то, что говорит начальник?
Нет!
Говорите «нет», если вы профессионал. Рабам запрещается говорить «нет». Наемные работники неохотно говорят «нет». Но профессионалу положено говорить «нет». Более того, хорошим руководителям очень нужны люди, у которых хватает смелости сказать «нет». Только так можно действительно чего-то добиться.
Эти слова принадлежат Роберту Мартину, он же Дядюшка Боб. Сказать твердое «нет» начальнику – звучит странно и даже глупо, верно? Давайте кратко рассмотрим, что он имеет в виду, и почему говорить «нет» – вовсе не плохо, а очень даже хорошо. Далее снова цитирую его слова из книги «Идеальный программист».
Переговоры могут быть приятными (Диалог 1)
МАЙК: «Пола, страница входа в систему мне нужна к завтрашнему дню».
ПОЛА: «Ого! Уже завтра? Хорошо я попробую».
МАЙК: «Отлично, спасибо!»
Приятный разговор, никакой конфронтации. Обе стороны расстались с улыбками. Очень мило.
Но при этом обе стороны вели себя непрофессионально. Пола отлично знает, что работа над страницей займет больше одного дня, поэтому она просто врет. Возможно, она не считает свои слова враньем. Возможно, она действительно хочет попробовать и надеется, что ей каким-нибудь чудом удастся исполнить свое обещание. Но в конечном итоге она все равно врет.
С другой стороны, Майк принял ее «Я попробую» за «Да». И это просто глупо: он должен знать, что Пола попытается избежать конфронтации, поэтому он должен был проявить настойчивость и спросить: «Мне кажется или ты сомневаешься? Уверена, что ты сможешь сделать страницу к завтрашнему дню?»
Еще одна приятная беседа (Диалог 2)
МАЙК: «Пола, страница входа в систему мне нужна к завтрашнему дню».
ПОЛА: «Прости, Майк, но мне понадобится больше времени».
МАЙК: «И как ты думаешь, когда она будет готова?»
ПОЛА: «Как насчет двух недель — нормально?»
МАЙК: (записывает что-то в ежедневнике) «Хорошо, спасибо».
Приятный, но ужасно неэффективный и совершенно непрофессиональный разговор. Обе стороны потерпели неудачу в своем поиске оптимального результата. Вместо того чтобы спрашивать, устроят Майка две недели или нет, Пола должна была высказаться утвердительно: «У меня это займет две недели, Майк».
С другой стороны, Майк принял предложенный срок без вопросов, словно его личные цели не имеют никакого значения. Интересно, не собирается ли он просто сообщить своему начальнику, что демонстрацию программы заказчику придется отложить из-за Полы? Такое пассивно-агрессивное поведение морально предосудительно.
В обоих случаях ни одна из сторон не преследовала общей цели. Ни одна из сторон не пыталась найти оптимальный результат. Давайте посмотрим, как это делается.
Эффективный диалог (Диалог 3)
МАЙК: «Пола, страница входа в систему мне нужна к завтрашнему дню».
ПОЛА: «Нет, Майк, здесь работы на две недели».
МАЙК: «Две недели? По оценкам проектировщиков, работа должна была занять три дня, а прошло уже пять!»
ПОЛА: «Проектировщики ошибались, Майк. Они выдали свою оценку до того, как служба маркетинга сформулировала окончательные требования. У меня осталось работы еще на 10 дней. Ты не видел мои обновленные оценки в вики?»
МАЙК: (с суровым видом и недовольным голосом) «Это недопустимо, Пола. Завтра я буду представлять клиентам демо-версию, и я должен им показать, что страница входа работает».
ПОЛА: «Какая часть страницы входа должна работать к завтрашнему дню?»
МАЙК: «Мне нужна страница входа! Я должен иметь возможность войти в систему».
ПОЛА: «Майк, я могу сделать макет страницы входа, который позволит войти в систему. Сейчас простейший вариант уже работает. Макет не проверяет имя пользователя и пароль и не отправляет забытый пароль по электронной почте. У верхнего края нет баннера с фирменным логотипом, не работает кнопка справки и всплывающая подсказка. Страница не сохраняет cookie, чтобы запомнить данные для следующего входа, и не устанавливает ограничений доступа. Но войти в систему вы сможете. Подойдет?»
МАЙК: «Значит, вход будет работать?»
ПОЛА: «Да, вход будет работать».
МАЙК: «Отлично, Пола, ты меня спасла!» (отходит с довольным видом)
Стороны пришли к оптимальному результату. Для этого они сказали «нет», а потом выработали взаимоприемлемое решение. Они действовали как профессионалы. В разговоре присутствовал элемент конфронтации и в нем было несколько неудобных моментов, но это неизбежно, когда два человека настойчиво преследуют несовпадающие цели.
Какой диалог продуктивнее?
Какой из приведенных выше диалогов лучше и продуктивнее и почему? Я провел опрос на небольшой выборке незнакомых мне людей и получил следующий результат:
Больше половины склоняются к третьему варианту, и это правильный ответ. Первые два диалога прошли в приятных тонах, но при этом ни один из собеседников не поделился действительно важной информацией с другим.
Основное внимание следует уделить честному и прямому диалогу, чтобы вышестоящее руководство четко и ясно видело текущую картину. Чтобы они не ожидали и не делали ставки на заведомо неосуществимые вещи в неосуществимые сроки. Вы не должны говорить то, что начальнику понравится – вместо этого скажите то, что ему действительно полезно знать. Не беспокойтесь, за это вас не накажут и не уволят, и даже наоборот – ваш авторитет сильно поднимется.Далее – что насчет ситуации, когда надо сделать что-то быстрее, но состояние кода не позволяет этого? Стоит ли накинуть еще несколько функций сверху, или же время остановиться и разобраться в ситуации?
Как сохранить чистоту
Далее снова цитирую Дядюшку Боба:
Чтобы двигаться быстро и не нарушать сроков, в коде необходимо сохранять чистоту. Профессионал не поддается искушению устроить грязь в коде, чтобы быстро двигаться вперед. Грязно — всегда значит медленно! Сохранение чистоты в системе, коде и архитектуре помогает избежать давления. Это вовсе не означает, что вы должны до бесконечности «полировать» код. Речь о другом: о непримиримом отношении к грязи. Мы знаем, что грязь замедлит нашу работу, приведет к срыву сроков и нарушению обязательств. Соответственно мы всеми силами пытаемся сохранить результаты нашей работы в настолько чистом состоянии, насколько это возможно.
Если в коде вашего проекта много грязи, вы можете добавить еще пару сотен строк и выкатить релиз. Сегодня вы выиграете во времени. Но завтра вы неизбежно проиграете, когда будете править загадочные ошибки и пытаться внедрить все новые и новые возможности. Это как строить дом – вы можете потратить время, грамотно заложить фундамент, заранее подвести коммуникации, или же… можете построить стены на голой земле, которые спустя год рухнут сами по себе, сколько их ни покрывай штукатуркой.
Поддерживая код в чистоте, вы тратите меньше времени на его изменение и адаптацию к новым требованиям.
Взаимодействие
Когда что-то идет не так, уведомите своих коллег и начальство о неприятностях. Изложите свой план по выходу из кризиса. Обратитесь к ним за информацией и советом. Избегайте сюрпризов. Ничто не сердит людей и не делает их менее рациональными так, как сюрпризы. Сюрпризы повышают уровень стресса десятикратно.
Вам не стоит тянуть до последнего момента с озвучиванием своих проблем. В конце концов, вся команда заинтересована в общем результате, и если у кого-то что-то не получается сделать вовремя, об этом лучше сказать заранее и либо скорректировать сроки, либо побороть проблему сообща.
Опять-таки, никто вас за это ругать не будет. Будьте честны и работайте на общий результат.
Заключение
В качестве заключения хочу порекомендовать две замечательные книги, которые дали мне много пищи для размышлений.
Роберт Мартин «Идеальный программист. Как стать профессионалом разработки ПО»
На самом деле книга вовсе не про программирование, а про софт скиллы, которых нам так часто не хватает. Этот пост по большей части состоит из содержимого этой книги.
Джим Кэмп «Сначала скажите нет»
Эта книга про искусство переговоров в целом, и, опять-таки, проповедует пользу слова «нет».
Понравилось? Подписывайтесь на меня в соцсетях!
Спасибо за статью и книги. Первая правда хороша. Много для себя почерпнул из нее.
Спасибо!
Полезная статья
Спасибо!