ISP
#программирование

SOLID. Что значит I

I в аббревиатуре SOLID расшифровывается как Interface Segregation Principle, он же Принцип Разделения Интерфейсов. На мой взгляд, это самый простой из принципов SOLID, и сегодня мы о нем поговорим. Как обычно, разберем ISP на примере и посмотрим, что случится, если этим принципом пренебречь.

I – Interface Segregation Principle, он же ISP

Роберт Мартин в свое время провозгласил: «Программные сущности не должны зависеть от методов, которые они не используют».

Все программные сущности тех времен:

Краткое и поверхностное описание принципа разделения интерфейсов можно найти на википедии.

Суть проблемы

Проблема заключалась в том, что в былые времена еще не было большого количества хороших практик, и каждый программист (или команда программистов) писал код так, как умеет. Если результат работал – все были рады.

А затем умные дядьки вроде Мартина, Фаулера, и Макконнелла начали задумываться над тем, как сделать результат не просто рабочим, но и эффективным. И, следовательно, необходимо было научиться писать удобный и легкий в сопровождении код.

Но я немного отвлекся. Проблема «толстых» интерфейсов заключалась в том, что они содержали множество методов на все случаи жизни. А классы, которые эти интерфейсы реализовывали, нуждались лишь в некоторых методах, в то время как в остальных не было никакой нужды.

А теперь представьте ситуацию, когда класс начинает падать лишь потому, что в базовый интерфейс добавился новый метод (реализация которого не определена), либо изменилось имя одного из существующих (и не нужных классу).

И тогда Роберта Мартина осенило: «А что, если делать интерфейсы маленькими?»

Роберт Мартин, когда придумал принцип разделения интерфейсов
ISP на примере

На мой взгляд, принцип разделения интерфейсов очень сильно коррелирует с принципом единой ответственности. Поэтому давайте возьмем пример из поста про SRP и рассмотрим его в контексте ISP.

Итак, представьте, что есть некий интерфейс, который описывает сотрудника компании:

interface Employee {}

Чем может заниматься сотрудник? Это зависит от профиля, но в общем случае сотрудник может заниматься чем угодно: вести бухгалтерию, писать программный код или мыть полы. Если мы добавим эти три метода в наш интерфейс, мы получим фуллстек-разработчика:

interface Employee {
  void account(); // вести бухгалтерию
  void writeCode(); // писать код
  void cleanUp();  // прибраться
}

Допустим, мы хотим создать класс SoftwareEngineer, который определит реализацию метода writeCode:

public class SoftwareEngineer implements Employee {
  @Override
  public void writeCode() {
    // Реализация метода
  }
}

Вроде бы все нормально – наш класс разработчика реализует интерфейс Employee и определяет реализацию метода writeCode. Но ведь интерфейс содержит еще два метода, которым тоже необходимо задать реализацию, верно? И, так как разработчик понятия не имеет, как вести бухгалтерию, а полы мыть не может, потому что у него лапки, то класс SoftwareEngineer в конечном итоге будет выглядеть как-то так:

public class SoftwareEngineer implements Employee {
  @Override
  public void writeCode() {
    // Реализация метода
  }

  @Override
  public void account() {
    throw new UnsupportedOperationException("Разработчик не умеет вести бухгалтерию");
  }

  @Override
  public void cleanUp() {
    throw new UnsupportedOperationException("У разработчика лапки");
  }
}

Возникает вполне логичный вопрос – а можно ли как-то избавиться от двух лишних методов в классе SoftwareEngineer и оставить только единственно необходимый?

И Роберт Мартин говорит, что да, черт возьми, можно!

ISP в деле

Мы хотим, чтобы наш класс SoftwareEngineer определял только один метод и не содержал ничего лишнего, как в примере выше:

public class SoftwareEngineer implements Employee {
  @Override
  public void writeCode() {
    // Реализация метода
  }
}

Для этого нам нужно определить интерфейс SoftwareEngineer с единственным методом:

interface SoftwareEngineer {
  void writeCode();
}

Теперь мы можем создать три разных класса (джуниор, миддл и сениор разработчики), которые реализуют writeCode по-разному:

public class JuniorSoftwareEngineer implements SoftwareEngineer {
  @Override
  public void writeCode() {
    // долго думать над задачей
    // задавать много вопросов
    // написать корявый код с багами
  }
}

public class MiddleSoftwareEngineer implements SoftwareEngineer {
  @Override
  public void writeCode() {
    // задать пару вопросов
    // понять как и зачем делать задачу
    // написать рабочий код
    // покрыть код тестами
  }
}

public class SeniorSoftwareEngineer implements SoftwareEngineer {
  @Override
  public void writeCode() {
    // подумать, зачем это делать
    // сказать, что тут не надо ничего менять, а заказчик дурак
  }
}

Аналогично с бухгалтерией и уборкой. Пусть у нас будет базовый интерфейс Cleaner и две реализации – молодая уборщица и опытная уборщица:

interface Cleaner {
  void cleanUp();
}

public class YoungCleaner implements Cleaner {
  @Override
  public void cleanUp() {
    // строить глазки
    // смахнуть пыль
  }
}

public class ExperiencedCleaner implements Cleaner {
  @Override
  public void cleanUp() {
    // ворчать
    // тщательно прибраться
  }
}
Что в итоге

С помощью ISP мы получим правильно и логично разделенные интерфейсы. Если мы хотим объявить, что интерфейс нужен для написания кода, то мы добавим в него только метод написания кода. Мы не станем туда добавлять ничего связанного с уборкой помещения. И наоборот – если мы создаем интерфейс для уборки помещения, мы не добавляем в него методы, связанные с кодом или бухгалтерией.

Все это поможет нашим классам быть максимально компактными и эффективно решать поставленные задачи.

Заключение

Когда вы описываете интерфейс, тщательно продумайте, какие операции он должен декларировать. Относятся ли все операции к одной области? Или же интерфейс необходимо разделить?

Конечно, вовсе необязательно делить интерфейсы настолько, чтобы они содержали по одному методу. Например, наш SoftwareEngineer мог бы иметь еще пару методов: refactor(), writeUnitTest(), makeReview(). Все эти методы описывают работу разработчика. Но если вы захотите добавить в интерфейс SoftwareEngineer метод cleanOffice(), то остановитесь и спросите себя, относится ли этот метод к работе разработчика? Стоит ли вынести его в отдельный интерфейс?

Не огорчайте Дядюшку Боба, создавайте проработанные и конкретные интерфейсы!

Предыдущие статьи из цикла SOLID:
S: https://baddev.ru/solid-srp/
O: https://baddev.ru/solid-ocp/
L: https://baddev.ru/solid-lsp/

Понравилось? Подписывайтесь на меня в соцсетях!

 
Twitter
VK
guest
20 Комментариев
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments
trackback
2 месяцев назад

cost of ivermectin pill

ivermectin tablets

trackback
2 месяцев назад

ivermectin where to buy

ivermectin ingredients

trackback
2 месяцев назад

lasix 500 mg price

furosemide uk

trackback
2 месяцев назад

furosemide costs

buy lasix 40 mg online

trackback
2 месяцев назад

stromectol ireland

ivermectin 3mg dosage

trackback
2 месяцев назад

ivermectin buy nz

ivermectin 6

trackback
2 месяцев назад

ivermectin protocol

stromectol buy

trackback
1 месяц назад

ivermectin pyrantel pamoate

ivermectin oral

trackback
1 месяц назад

japan ivermectin

buy stromectol pills

trackback
1 месяц назад

lucky land casino

play luckyland slots real money

trackback
1 месяц назад

ivermectin tablets for humans

buy doxycycline online usa

trackback
1 месяц назад

ivermectin 3 mg tablet dosage

stromectol coronavirus

trackback
1 месяц назад

ivermectin 1%cream

ivermectin 8 mg

trackback
1 месяц назад

ivermectin study

ivermectin solubility

trackback
1 месяц назад

cialis walmart prescription

walmart cialis

trackback
29 дней назад

stromectol tablete cena

buy ivermectin for humans

trackback
28 дней назад

cost of stromectol

ivermectin for humans over the counter

trackback
26 дней назад

ivermectin 8000 mcg

stromectol online

trackback
23 дней назад

generic cialis otc

cialis over counter at walmart

trackback
11 дней назад

stromectol for lice

generic for ivermectin

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
20
0
Нравится? Оставьте комментарий!x
()
x